Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
23:36 

День 14. Персонаж, которого любите вы, но ненавидят все остальные: Клара Освальд.

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Вы заметили? Доктор не спрашивает мнения Билл.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но на моей памяти, в арке с Билл он всегда, вольно или нет, оставляет её в положении ученицы, человека меньше него знающего и умеющего; человека, которого нужно учить и от опасностей по возможности уберегать.
С Кларой всё было иначе. Билл должна была дождаться Доктора - Клара с первой же истории Двенадцатого действовала наравне с ним. Он не боялся оставлять её в одиночестве. Скорее, Доктор боялся оставаться в одиночестве сам, ему важно было её участие в его жизни, её мнение и её ответы на вопросы вроде "хороший ли я человек?".
Учеников о подобных вещах не спрашивают. Спрашивают коллег.
В какой-то момент мне пришлось научиться одному важному фокусу: научиться смотреть на Клару не с одной, а с целых трёх сторон. Дать увидеть её себе не только как зрителю, но и как Доктору, и - как живому человеку. И тогда всё сложилось, схлопнулось и исчезло - все те назойливые чувства, мешающие окончательно её полюбить. Нужно было абстрагироваться от первого взгляда, позволив себе сосредоточиться на третьем и втором, чтобы выяснить: Клара - хороша.
Это как проблемы с оператором, который снимает не то, что хотелось бы нам. Помните постсвадебную мизансцену из "Реальной любви"?
- Мне нужен один кадр с платьем, - молит героиня Киры Найтли - только один!..
Включает запись и... находит там совершенно не то, что планировала отыскать.
Так случилось, что сезоны с Кларой снимались приблизительно подобным же образом. Не всегда удаётся отыскать в них Доктора, а эгоцентричность вселенной только Доктору и прощается, Доктору - не Кларе! Но что поделать, если и оператор и Доктор это право на эгоцентричность добровольно и радостно именно Кларе и отдают?
Ничего. То есть или игнорировать историю, или злиться, или - попытаться понять и принять, наконец.
Вот тут-то мне и понадобилось одолжить глаза Двенадцатого, как бы кроваво моя метафора ни звучала. Вот тут-то мне и понадобилось забыть про экран, на несколько секунд представив Клару рядом с собой. И я увидела её. Не кусочек характера или край силуэта, пойманный объективом, а живого человека, такого же живого, как я. Только лучше.
Мне не хватает её смелости, её обаяния, её уверенности в себе. Её безрассудства и сострадания, её сострадания-из-безрассудства и безрассудства-из-сострадания, её пружинной сжатости, её нежелания отказываться от одного ради другого. Я не говорю, что Клара - совершенство в моих глазах, я говорю, что Клара - крайность, на которую я неспособна. И её сила особенно заметна на фоне моей слабости, стоит только представить её рядом, дышащей одним воздухом со мной.
Мне кажется, что из всех спутников ньюскула (и известного мне олдскула), Клара наиболее точно напоминает обоюдоострый меч, сам себя закаливший, сам себя заточивший, добровольно отдавший себя во временное владение Доктору. И как всякий обоюдоострый меч, Клара режет не только окружающих её врагов, но и человека, слишком крепко сжимающего рукоять. Так уж она создана.
А ещё я не могу забыть слова Мисси о том, что Клара - та девушка, за которой Доктор спустится в ад, но главное в этой фразе не совсем то, что видимо на поверхности - спуститься в ад, Доктор мог бы за любой из своих спутниц. Главное то, что ни одна из его спутниц (кроме Клары), его бы об этом не попросила.
Для меня она стала заметна с Двенадцатым. Если Эльфа несколько затмевали Понды, то Клара в его эпоху служила моему восприятию фоном: была "идеальной" спутницей, с которой можно путешествовать в когда угодно - и которую можно разгадывать на досуге. Которая поддержит, поможет и спасёт - предварительно вежливо подождав, пока Доктор не прекратит метаться и проявлять себя во всей своей неземной полноте, наигравшись и намучившись вволю. Благодаря ей я лучше узнала Одиннадцатого, полностью сосредоточившись на нём и его внутреннем мире, избегая сомнений и любых размышлений о Кларе, стоящей рядом. Она была - и этого было довольно.
А потом случилась регенерация и начался полный раздрай.
Клара больше не верила Доктору, а вернее - Доктор больше не верил, что Клара ему поверит. Он искал её одобрения, а Клара не понимала, зачем ей что-то следует одобрять. Тогда и случилась та самая история, породившая столько фэндомных споров: Доктор и Клара категорически разучились понимать, чего они хотят друг от друга и чего вправе друг от друга желать, а мы увидели "Убить Луну" и выброшенные в пропасть ключи от ТАРДИС.
На место доверию пришли подозрения. На место любви так ничего нового и не пришло.
Я сейчас не в плане шипперства, я о любви в целом. Проблема в том, что несмотря на все свои разногласия и сомнения, несмотря на Ривер Сонг и Дэнни Пинка, несмотря на Мисси, на киберлюдей и заключение в далеке, Клара и Доктор до умопомрачения любят друг друга, в прямом смысле слова. Чисто по-человечески. Или по-иноплянетянски. Потому и не могут отпустить. Как отпустить того, кого так любишь? Как отказаться от контакта с ним, от волнений за его судьбу, от коротких, но таких важных весточек в стиле "жив, здоров, орёл, молодец"? Они с Кларой попытались в конце восьмого сезона, попытались самым, что ни на есть, вежливым и таким человеческим способом, с захватывающей наглостью, напропалую обманывая друг друга.
- У меня всё хорошо, у меня есть Дэнни Пинк!
- У меня всё хорошо, у меня есть Галлифрей!
- Чудненько!
- Чудненько!
- Пока! :weep3:
- Пока! :weep3:
...чем, как и свойственно людям, сделали друг другу только хуже, благими намерениями вымостив дорогу в ад - себе и товарищу.
Теперь, оглядываясь назад, я могу отстранёно констатировать, что у нас вновь была оригинальная история взаимоотношений Доктора и сопровождающего его персонажа. Это не бесконечное доверие и прорастание друг в друга, как было с Роуз; это не столкновение интересов, как случилось с Мартой; это не полное взаимопонимания партнёрства, которое сложилось с Донной; это и не обретённая с Эми семья.
Это разладившийся механизм, шестерёнки которого упрямо не могут вертеться друг без друга. Что-то вроде разваливающегося замка Хоула: чудо, пока вместе и каким-то чудом - вместе, а если по отдельности, то магия вдруг пропадает. Ничто не движется. Всё стоит на месте, ржавеет и молчит.
Может быть и почти наверняка, Двенадцатому было бы лучше без Клары, а Кларе - без Двенадцатого, но других рабочих деталек для этой модели вселенной не предусмотрено. Да, после Клары была Билл, но состыковавшись с ней, Доктор завертелся уже совершенно в другую сторону. Замок Хоула пал и был занесён песками; космолёт, пришедший ему на смену, напоминал о прошлом лишь пугалом, зацепившегося лохмотьями и потому чудом застрявшим у дальнего сопла.
Клара мало похожа на идеальную спутницу. Но если смотреть на неё глазами Доктора, то к черту любой идеал, не похожий на Клару. А это, на мой взгляд, очень по-человечески понятно. И сразу со всем примиряет.
Сложно не любить человека, которого настолько сильно любит кто-то ещё.
Невольно начинаешь видеть его глазами.
Обычно, именно Доктора раскрывают через спутников, помогая нам прочувствовать его, перенося их чувства на себя: так, мы восхищались Десятым вместе с Донной; мы оплакивали его с Уилфредом. У нас загорались глаза, когда на Девятого смотрел Джек - у нас сжималось от нежности сердце, когда Эми брала Одиннадцатого за руку, устраиваясь рядом, голова к голове.
Клара, пожалуй, самый яркий пример обратного переноса. А все сложности и непонимания, возникшие у нас на этом пути, можно списать на инопланетную природу Доктора: не так-то просто считывать его реакции, ступая след в след. Когда он протягивает Кларе руку, уговаривая его путешествовать с ним и дальше - не так-то просто решиться проникнуться его чувствами.
Потому что все мы, ещё тогда, уже догадывались,
к какой они приведут концовке.





:right:
Одержимость - это так страшно, так больно.
И - так завораживающе красиво порой.


@темы: Доктор Кто, Живые картинки, Мысли вслух, Флэшмоб, Фэндомная аналитика

URL
Комментарии
2017-08-15 в 10:51 

Масонская ложечка
Мы спросили Заратустру: "Ты зачем залез на люстру?" Посмотрел он, чист и светел, Ничего нам не ответил.
Очень красиво написано.
Я никогда не прощу ей, что она плохой преподаватель, хах.

2017-08-15 в 14:45 

Yumi75
Тю-тю, я считаю...
Он не боялся оставлять её в одиночестве.
Билл он тоже не боялся то в общем-то с определенного момента - после монахов.

2017-08-16 в 02:00 

Milena Main
Моногамия - это скучно, а целомудрие - самое неестественное из всех сексуальных извращений/И тут Куратора развезло
Я мимокрокодил, но спасибо Вам за этот пост. Его так и хочется растащить на цитаты. Чудесно сформулировали!
Можно репостнуть?

2017-08-16 в 15:43 

Mirmi
Что-то в воздухе витает, наверное: у меня уже которую неделю смутно зреет так и невысказанный пост любви к Кларе, и к Двенадцатому, и ко всей их арке - пусть, возможно, и немного в другом ключе, но по сути - о том же
Спасибо большое за пост :heart:

2017-08-16 в 21:08 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Масонская ложечка, Очень красиво написано.
Спасибо! :heart:

Я никогда не прощу ей, что она плохой преподаватель, хах.
Не заостряла внимания, не разбирала подробно этот аспект. Хорошие преподаватели вообще встречаются нечасто. :small: Клара в отношениях с людьми сама немного ребёнок (метафорическое "топанье ногой", обман близких, некоторый эгоизм и редко просыпающееся чувство ответственности), потому, мне кажется, и тянется к детям. А что конкретно впечатлило? Какой-то определённый момент или вся арка преподавания? :-(

Yumi75, Билл он тоже не боялся то в общем-то с определенного момента - после монахов.
Сезон не пересматривала, в память упорно лезут только моменты когда он оставлял её именно в статусе ожидающего его действий: пока вербовал сопротивление (с монахами), не обращался за помощью к Билл, подключив её только на последнем этапе (и то, в сопровождении Нардола). Помню, как с "Экстремисом" разбирался сам (опять же с Нардолом Билл отослав). И яркое в финале, когда было не "Билл, берегись/спасайся/действуй осторожно!", а именно "дождись меня", то есть - ничего не предпринимай, я приду и разберусь сам.
Интересно, как развивались бы события в "Убить Луну", будь тогда рядом с Двенадцатым Билл.

Milena Main, Я мимокрокодил, но спасибо Вам за этот пост. Его так и хочется растащить на цитаты. Чудесно сформулировали!
Спасибо за добрый комментарий! Приятно, когда получаешь отклики. :shuffle2: :sunny:

Можно репостнуть?
Да, конечно)

Mirmi, Что-то в воздухе витает, наверное: у меня уже которую неделю смутно зреет так и невысказанный пост любви к Кларе, и к Двенадцатому, и ко всей их арке - пусть, возможно, и немного в другом ключе, но по сути - о том же
Спасибо что поделились мыслью, интересно. Возможно, это обратное эхо грядущего рождественского эпизоды? Или мы потихоньку готовимся к прощанию с Двенадцатым, волей-неволей вспоминая всё, что его эра нам принесла? Верно, время пришло. :clock2:

Спасибо большое за пост
Спасибо вам. :sunny:

URL
2017-08-16 в 21:17 

Milena Main
Моногамия - это скучно, а целомудрие - самое неестественное из всех сексуальных извращений/И тут Куратора развезло
Maurimau
Спасибо большое! :red:
У Вас получилась запись, которую хочется перечитывать. )

2017-08-16 в 21:19 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Milena Main, Спасибо большое!
У Вас получилась запись, которую хочется перечитывать. )

Спасибо, я очень рада, что мысли оказались созвучны. :shy:

URL
2017-08-16 в 21:41 

Масонская ложечка
Мы спросили Заратустру: "Ты зачем залез на люстру?" Посмотрел он, чист и светел, Ничего нам не ответил.
Maurimau, там прямо был эпизод, когда она просит ученика тупо прочитать что-то вслух, а сама стоит у окна и думает про Доктора. Рррр! Да, согласна, что у нее есть нечто детское в поведении.

2017-08-16 в 21:54 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Масонская ложечка, там прямо был эпизод, когда она просит ученика тупо прочитать что-то вслух, а сама стоит у окна и думает про Доктора.
Такая судьба. Доктор думает о Кларе, Клара - о Докторе. Мне вспоминается монолог Эллисон Перриш из "Знакоммьтесь, Джо Блэк" - мне кажется, он очень хорошо описывает сложившуюся ситуацию: "Я знаю, ты любишь меня. Хотя с ней - всё иначе. Когда Сюзан входит в дом, твои глаза оживают. Ты ей улыбаешься, а для меня улыбок нет. Когда вхожу я, у тебя такое лицо... "Ну что ей нужно?". Но ты всегда делал для нас всё, что мы хотели. Господи, ну как тут объяснишь! Я была любима, вот что главное. Ну, а насчет любимчиков... все вольны выбирать. "
Клара любила детей, но любимчиком у неё всегда был Доктор.

URL
2017-08-16 в 22:39 

Масонская ложечка
Мы спросили Заратустру: "Ты зачем залез на люстру?" Посмотрел он, чист и светел, Ничего нам не ответил.
Maurimau, да вот я даже не увидела, чтобы она любила детей(

2017-08-16 в 22:56 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Масонская ложечка, да вот я даже не увидела, чтобы она любила детей(
Я отталкиваюсь от логики поведения, в первую очередь. Если бы она не любила детей - зачем бы ей постоянно с ними общаться? Викторианская Клара была гувернанткой, хотя спокойно могла работать в трактире и только, наша Клара в первых сериях занимается чужими детьми, а затем - устраивается работать в школу, хотя могла выбрать что-угодно-ещё, особенно учитывая отношения с Доктором: она - не Адам, ей использование путешествий во времени бы простилось (не в критических случаях, конечно, но в целом. Учитывая историю с индейкой и доставку Клары на свидания с Дэнни/уроки, Клара могла не бояться опоздать на собеседование (куда угодно) или на работу в целом). Будь она бухгалтером - любые отчеты могла бы составлять годами, а не в спешке; будь она юристом - подробности любого дела могла бы узнать, просто в нужный момент оказавшись в нужном месте и заглянув в нужное окно (правил это не нарушает, Кларе не пришлось бы менять историю (хватать убийцу/предупреждать жертву), ей достаточно было знать); а будь она гидом - Клара рассказывала бы о достопримечательностях в тысячу раз лучше любого историка. А ещё, она могла бы быть поставщиком и у неё были бы самые свежие продукты)) :tease2:
Это то, что первое пришло мне в голову.
В общем, мне кажется, что общаться с детьми ей как минимум нравится. :family:

URL
2017-08-17 в 00:41 

Yumi75
Тю-тю, я считаю...
, а именно "дождись меня", то есть - ничего не предпринимай, я приду и разберусь сам.
Мне кажется речь в финале не об этом, а о том, чтобы она не теряла надежду и не умерла. Это же был психомаячок.

Интересно, как развивались бы события в "Убить Луну", будь тогда рядом с Двенадцатым Билл.
Ну у нее свое испытание было. В Тонком льду.

2017-08-17 в 17:26 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Yumi75, Мне кажется речь в финале не об этом, а о том, чтобы она не теряла надежду и не умерла. Это же был психомаячок.
И это тоже, конечно. Но надежда, на мой взгляд, должна была быть не в последнюю очередь и на Доктора. Не "Сражайся!", "Держись!" или "Не смей умирать!", а именно - "Дождись!". Слова - только слова, но анализировать их выбор всегда интересно.

Ну у нее свое испытание было. В Тонком льду.
Верно, было. Правда, масштабы там были меньше и в прямом и в переносном смысле, но каждому испытание по силам. Когда смотрела сезон на "Тонком льду" тоже "Убить Луну" вспоминала, но к счастью, в отношениях с Билл Доктор уже человечнее и мягче.

URL
   

У серебряного ручья

главная