Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Больше тридцати лет с момента выхода на экраны.
Будущее уже здесь.

Внимание! Легкие спойлеры к фильму "Чужой: Завет" и серьезные - к "Бегущему по лезвию".
"Бегущего по лезвию" я впервые увидела много лет назад, так давно, что в памяти остался лишь белоснежный голубь, сотканный из тумана единорог и человек, задающий неуместные и цепляющие за живое вопросы. Образы не смазали впечатлений, но дали возможность сосредоточиться на мелочах, а ещё - абстрагироваться от истории и вспомнить всё, увиденное до (и после). Итоги оказались увлекательными.

Репликант Рой и андроид Дэвид - найдите десять отличий.
Во-первых, я поняла, насколько давно и насколько глубоко волнует Ридли Скотта проблема взаимоотношения создателей и их созданий. Не следила пристально за карьерой режиссёра, не проводила раньше параллелей, но теперь они бросались в глаза. Рой и Дэвид - дети своих отцов, каждый из которых проходит свой путь и по-своему понимает принципы человечности и базис эволюционного совершенства. Один - спасает человека, без подсказок и принуждения с его стороны; другой - предпочитает спасению уничтожение, переступая через зачатки этики и морали. Особенно интересно, что Рой при этом воспринимается если не победителем, то как минимум - воплощённым смыслом, самоцелью, законченным творением и апофеозом самого себя; Дэвид же, несмотря на череду несомненных побед, остается только промежуточной ступенью между человечеством, сотворившим его - и созданиями, сотворёнными им самим. И логично, что Рой при этом остаётся немного ребёнком - он так и не познал тягот и радостей "отцовства", Дэвид же, напротив - зрелая личность, обретшая свой смысл в возможности самому быть творцом.
Во-вторых, поцелуи. С момента появления Библии, все истории о поцелуях (кроме исключительно романтических) обречены на аллюзии с поцелуем Иуды. Однако если с Дэвидом всё достаточно прозрачно, то на сцене поцелуя Роя мне пришлось приостановиться, мысленно прокрутив историю к началу - и снова, к предсказуемому концу. Не знаю, было ли это задумкой режиссёра/сценариста или сложилось само собой, или просто выдумано/надумано мной, или повлияло прошедшее время - взгляды, нормы морали, культурные акценты меняются, как ни крути - но поцелуй Роя с его создателем гораздо интереснее и многогранней довольно шаблонной сцены из последнего "Чужого". Фокус в том, что "Бегущий..." здесь - фактический пересказ вырванной из контекста библейской сцены (творец-творение-поцелуй-смерть), которая, лишённая предыстории и финала, задаёт весьма интересные вопросы, меняя тональность. Кто в паре Роя/Тайлера предаёт изначально? Был ли поступок Роя предательством - или возмездием? Будет ли Рой за это проклят? Не было ли это его искуплением - и не было ли это искуплением самого Тайлера? К моменту съёмок "Завета" Скотта стали тревожить чуточку другие вопросы. Он уже не спрашивает снятся ли андроидам электроовцы есть ли у репликантов душа, применимо ли к ним понятие греха. Он спрашивает - что есть само понятие поцелуя? Можно ли стать человеком, выше человека, лучше человека - научившись целоваться и творить?
Третье - вернёмся к будущему, затянутому вечным смогом. В мире "Бегущего..." солнце, кажется, не встаёт никогда, животные вымерли, люди потихоньку покидают Землю, разыскивая себе пристанище получше где-нибудь среди звезд.
Хорошая новость: на деле совы всё ещё живы.

Плохая: машины так и не научились летать.
С одной стороны, приятно осознавать, что всё оказалось не так мрачно, с другой - в мире и поныне нет неотличимых от человека андроидов. К добру или худу. Уровень развития технологий не оправдал надежд - уровень развития технологий не дошёл до состояния, губительного для планеты.
Четвёртым пунктом - романтическая сцена. Лучше не пересматривать её, она пугает. :nerve: Серьезно, есть опасность возникновения эмпатии по отношению к героине Шон Янг - и в этот момент Декарта хочется стукнуть чем-нибудь тяжёлым. Или сослаться на неотложные дела, проворно пробираясь к выходу из квартиры. Или хотя бы договориться о стоп-слове! :wow2:
Интересно, была ли эта сцена образцовой для восьмидесятых годов? Если так, то перемены в кинематографе становятся заметнее и пробуждают нежданные тёплые чувства, авансом добавляя снисходительности при будущих просмотрах новых фильмов. Теперь, если поведение героя будет казаться мне слишком, кхм, настойчивым, обязуюсь непременно вспоминать сцену из "Бегущего..." - и отмечать, что тенденция-таки положительная, несмотря на.
Но самое время рассказать о Декарте, отдельным пятым пунктом! Декарт - отличный персонаж, в самом исконном смысле означенного слова. На фоне современных героев, проговаривающих свою мотивацию, свои чувства, свои логические выкладки, Декарт - глоток свежего воздуха, потому что большую часть времени Декарт молчит. Он делает то, что делает; принимая решение, не пытается его переоценить или переиграть. Быть может, Декарт ошибается, но он никогда не задаётся подобным вопросом. Большую часть времени он просто выживает: сперва приходит туда, где должен быть, потом - очень хочет выбраться оттуда живым.
За всю финальную сцену сражения с Роем (не умолкающим ни на секунду), Декарт не раскрывает рта. Рой размышляет, Рой смеется, Рой играет и дразнит его, Рой ломает Декарту пальцы, преследует его и спасает Декарту жизнь - а Декарт молчит. Он принимает. И кажется, очень хочет домой.

Удивительный фильм.
Невольно задумываюсь о том, каким же я увижу "Завет" тридцать лет спустя.

@темы: Фэндомная аналитика, Фото, Фассбендер, О фильмах, Любимые актеры