03:30 

О смерти Джима Мориарти - и том, что было после

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Давно ничего не писала о "Шерлоке", оставив попытки играть по условиям его творцов, но построение теорий заразительно, так что этот пост родился из чистого восхищения Moire и Леди Шемрок, не останавливающихся, несмотря ни на что. Теорию комы/сна я, впрочем, не разделяю.
Некоторые соображения мне хочется зафиксировать, пока они не оказались опровергнуты (а может, и подтверждены?) четвертым сезоном. Мыслей несколько, некоторые из них я уже намечала в предыдущих записях и комментариях к ним. Не знаю, успею ли зафиксировать всё, но начну по-порядку, шаг за шагом, отвечать на возникшие после 2-3 сезона вопросы, формулируя ответы в некие постулаты, на которые и буду опираться в дальнейшем.
И первый вопрос, с которого я начну:

I. Что случилось на крыше с Джимом Мориарти, умер он или нет?

Сведений у нас настолько мало и они настолько противоречивы, что сам факт смерти Мориарти легко ставится под сомнение (особенно после окончания третьего сезона). Пока я склоняюсь к тому, что Джим всё же умер. Но не исключаю при этом возможности, что мнение моё ещё успеет поменяться в процессе написания будующих постов, если я до них доберусь. Попробуем же систематизировать хаос!

1 (а). А был ли труп? Взгляд зрителя (чисто технический разбор со стороны).
Рассмотрим, как Стивен Моффат спасает своих героев на примере "Доктора Кто". Он использует:
1. Игры со временем - герой вернулся назад и всё дурное исправил;
2. Дублирование персонажей - герой погиб, но вернулась его копия из пластика/телепорта;
3. Герой умер, но как бы не умер - герой за кадром совершает нечто, что помогает ему остаться в живых.
4. Воскрешение посредством внешних сил - героя возвращает к жизни Источник Жизни/регенерационная энергия извне.
5. Герой умер, но ещё не совсем - герой точно умрёт, но у нас есть миг между свершившимся и ещё не наступившим, в который и укладывается вся история.
Попробуем перенести все пункты на Шерлока и посмотреть, что подходит:
- игры со временем отпадают (не фантастика),
- дублирование персонажей - как раз теория двойников/близнецов.
- возвращение к жизни внешними силами - можно рассматривать в контексте реанимации от Молли + соответствует теории грузовика от Moire.
- герой умер, но не совсем - можно притянуть к теории комы от, опять же, Moire (то есть, Шерлок упал и разбился (как минимум), а всё, что мы видим в третьем сезоне - это время прыжка или его комы после).
И, наконец, "герой умер, но как бы не умер". Об этом и поговорим.
За первооснову возьмём смерть Доктора в 6-м сезоне ньюскула. Если коротко, то в самом начале сезона мы видим, как Доктора убивает поднявшийся из воды астронавт - после чего друзья Доктора, тело Доктора сжигают. Однако, спустя много серий нас сперва знакомят с "инструментом спасения", а затем (ещё несколько серий спустя) - показывают вырезанную сцену, в которой Доктор к этому инструменту прибегает.
Ситуация доказывает, что Моффат играет нечестно умеет играть с киномонтажом.
Переложим на Шерлока. Предположим, что что-то важное нам на крыше не показали. В частности момент, где Шерлок подходит к трупу Мориарти и которого мы так и не дождались на экране.
Обратите внимание, как снят момент смерти Джима: мы видим выстрел, Шерлок отшатывается, Джим падает, Шерлок в шоке, по крыше течет кровь, мертвый Джим, оглядывающийся Шерлок - и смена кадров. Дальше нам показывают "снайпера Джона", только поднимающегося по лестнице, потом - едущего Джона, миссис Хадсон и её убийцу, снова снайпера Джона, крота в офисе Лейстрейда, опять снайпера Джона, опять Джона, и наконец - снова Шерлока на крыше, оглядывающегося вокруг/и Шерлока с другого ракурса. Следом снова Мориарти, снова Шерлок/снова смена ракурса, Шерлок поднимается на парапет, подъезжает Джон. Всё. Дальше резкой смены не наблюдается и кажется верным предположение, что с парапета Шерлок больше не сходил и не оборачивался, а значит, если он и подходил к телу Мориарти, то это произошло в предыдущие пару минут - благо, мельтешащий монтаж оставляет простор для фантазии. Её и подключим для воссоздания вырезанных сцен. Представили себе? Хорошо. Но знаете, что самое в них (в этих сценах) интересное? То, что на момент нахождения Шерлока на крыше, они, по сути, ничего в его ситуации не меняют.

1(б). А был ли труп? Взгляд Шерлока.
Странный факт: про тело Мориарти нам так ничего толком и неизвестно потому, что Шерлок так его и не осмотрел. Хотя Шерлоку не свойственно бояться мёртвых - мы часто видели его на месте преступления, и там он никогда не проявлял ни страха, ни пиетета перед покойными. Он спокойно осматривал их и, при необходимости, к ним прикасался.
Впрочем, предполагаемое тело Ирэн Адлер вызвало у него достаточный всплеск эмоций, чтобы совершить при опознании ошибку. Это несколько объясняет невнимательность Шерлока, создавая прецедент, учитывая, что Джим на момент Рейхенбаха занимает в жизни Шерлока едва ли не более значимое место, чем Ирэн Адлер на момент "Скандала в Богемии". То есть, шок Шерлока при смерти Джима, по сути, оправдан ранее показанными событиями и не слишком из его характера выбивается.
Ещё одним объяснением может служить то, что, на тот момент, Шерлоку не слишком-то и важно, умер ли Джим на самом деле или нет. Предположим, Шерлок осматривает Джима и понимает, что тот ещё жив. Здесь несколько вариантов фальсификации: от блестящего предположения Moire о фальшивом пистолете до полного фарса (Джим выстрелил не в рот, а в сторону, мимо уха, и Шерлок был шокирован как раз нелепостью происходящего, когда Мориарти вдруг упал на крышу и отключился после удара об неё головой). Однако же, мы отчетливо видим, что Джим не шевелится и похоже, в бессознательном состоянии, а значит - даже если Джим жив, Шерлок не может его использовать. Кто знает, сколько времени понадобится, чтобы привести его в себя? Поэтому, у нас и нет сцены подробного осмотра тела Мориарти - у Шерлока на тот момент не было ни желания/ни надобности для этого. Мёртв он или в глубоком шоке - для Шерлока он на тот момент бесполезен, Шерлоку нужно спасти друзей и действовать быстро, а не пытаться приводить Мориарти в сознание, чтобы вытребовать команду "отбой!".

1 (в). А был ли труп? Взгляд Майкрофта.
Ладно, с Шерлоком натянули сову на глобус, но если Мориарти мёртв, то неужели Майкрофт его труп так и не увидел? Получается, что нет. Веря окончанию третьего сезона, Майкрофт видит на экранах Мориарти и - возвращает Шерлока, чтобы со случившимся разобраться. Следовательно, допускает возможность возвращения Джима. Следовательно, своими глазами Майкрофт тело не видел и пульс у Джима своими руками не проверял.
Плюс, у нас есть "Безобразная невеста", посвященная вопросу выживания Мориарти. И на вопрос этот отвечает только Шерлок. Ему требуется время, чтобы всё вспомнить, провести параллели и твёрдо заявить - да, Мориарти мертв. Заметьте, что во время всего действа Майкрофт ни разу не говорит ничего вроде: "я видел его труп", "мы с тремя докторами осматривали его тело" или "я самолично останки Мориарти закопал/сжёг/утопил/развеял по ветру". Нет, Майкрофт упорно молчит и ждёт вердикта Шерлока, а значит - подобных железных фактов у него на руках нет и всё, что он знает - это рассказ его брата. И отсюда у нас закономерно вытекает новый вопрос -

2. Если труп был, то что же с ним стало?

Итак, Майкрофт ничего не знает, Шерлок ничего не знает (даже три года спустя, хотя вернувшись, мог бы проверить записи/потребовать эксгумации). Следовательно, труп если и был, то исчез. И забрали его не официальные службы (были бы отчеты/протоколы/опознание/опять же, возможность эксгумации), и не люди Майкрофта. Но кто же тогда?

Теория 1. Тело забрали люди Мориарти.
Но... зачем?
Я не думаю, что Джим планировал самоубийство и оставил распоряжения забрать его труп с крыши после выстрела - выстрел выглядел слишком уж спонтанным. Если же подобных распоряжений он не давал, то зачем его людям рисковать? Вряд ли труп Джима мог как-то вывести полицию на снайперов - вряд ли в его телефон были вбиты настоящие их имена, а уж номера/трубку снайперы всегда могли бы сменить с лёгкостью. Следовательно, причин "заметать следы" у снайперов не было.
Тогда, быть может, снайперы просто любили Джима/преклонялись перед ним настолько, что решили самостоятельно организовать ему красивые похороны? Но тогда, если уж они были так верны ему (были не просто наёмниками, а идейными), не логичнее ли было бы завершить начатое боссом (игру с Шерлоком) и добить репутацию детектива, позволив полиции наткнуться на тело "Ричарда Брука"? Т.е., останься труп на крыше, в газетах писали бы не только что: "Фэйковый детектив совершил самоубийство!", но и "....а прежде ещё и убил/довёл до самоубийства отличного парня Ричарда Брука. Каков негодяй!". Разве этот вариант не предпочтительнее, не разрушительнее для репутации младшего Холмса? Мне кажется, что будь снайперы "идейными", для них было бы важнее как можно триумфальнее завершить игру, за которую Джим отдал собственную жизнь, нежели похоронить шефа с почестями. Поэтому, данный вариант (что тело спрятали друзья-снайперы) я отметаю тоже.

Теория 2. Тело забрал кто-то, кому Джим был дорог.
Этот вариант кажется мне логичным. Даже если этот "некто" во всём Джима поддерживал и одобрял (в том числе, в игре с Шерлоком), желание забрать тело прежде, чем до него доберутся полиция/репортёры, по-человечески понятно. Игра закончена, Шерлок прыгнул, его репутация погибла - с телом Джима на крыше или нет, уже не важно.
Джим победил. Можно позаботиться о том, чтобы даровать ему последний покой. В конце концов, траурные ритуалы - они больше для близких, чем для покойного. Мёртвым всё равно - не всё равно живым.
А о том, кем мог быть этот человек, поговорим как-нибудь в следующий раз.

@темы: Фото, Фэндомная аналитика, Шерлок

URL
   

У серебряного ручья

главная