17:58 

О чем на самом деле "Дом странных детей мисс Перегрин"

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Внимание! Пост содержит огромное количество спойлеров - и личное понимание фильма, с которым вы, разумеется, имеете полное право не соглашаться. Цитаты из фильма приведены по памяти, и я буду признательна за указание на возможные в них ошибки.
Мне говорили, что фильм во многом отличается от книги. Верю в это. Так получилось, что Тим Бёртон снова снял собственную историю, прикрывшись чужими именами; сотворил целый мир, основываясь на ворохе фотографий, попавшейся в руки книге и отголосках чужих видений и снов.
"Дом странных детей мисс Перегрин" - не столько экранизация, сколько бёртоновский пересказ, обратившийся мифом.
"Дом странных детей мисс Перегрин" - фильм о сумасшествии. И принятии его.
Разберём по порядку.

1. Немного о дедушке Эйбе.
Здесь два аспекта: генетический и социальный. В фильме несколько раз подчеркивается схожесть Джейка с его дедушкой Эйбом, а мисс Перегрин утверждает, что "странность" передаётся генетически и чаще всего - через поколение. Напомню, что самого Эйба в дом "странных детей" отдали родители, когда "в Польшу пришли чудовища". Имя дедушки (Абрахам), военное время и упомянутая Польша, подводят нас к мысли о еврейских корнях Эйба, и кажется, что именно на это и намекает отец Джейка, когда объясняет "дедушкины сказки". Но. Эйба отдали в дом "странных детей" родители. Никто не говорил о принудительной/необходимой эвакуации, о вынужденном решении родителей отправить Эйба в безопасное место. Рассказывая об этом, Эйб называет главной причиной "приход чудовищ" - монстров с щупальцами, в которых превращались люди. А как ещё мог ребёнок объяснить себе происходящее, если не превращением людей - в чудовищ? Когда родители отдают его в детский дом, Эйбу остаётся лишь развивать своё видение дальше. Чудовища - это страшно. Но правда - она ещё страшнее.

2. Немного о мальчике Джейке (первые штрихи к портрету).
Первое, что мы узнаём о Джейке - это его бессилие. Закадровый текст поясняет, что жизнь его - как следы на песке. Джейк не чувствует собственной значимости, но одно то, что он размышляет об этом, уже раскрывает главное - Джейку этой значимости хочется.
Второе, что мы узнаём о Джейке - это его полное игнорирование сверстниками, которое Джейк пытается (безуспешно) преодолеть, что снова приводит нас к первому пункту (и приводит дважды): Джейк здесь бессилен, но ему снова хочется.
И третье, что нам нужно для начала знать: светловолосую девушку, которая нравится Джейку, зовут Эмми.

3. Семья Джейка.
Родители далеки, с самого детства. Мать занята на работе. Отец поглощен собственными проблемами - и придумыванием новых. Попытки Джейка быть с ними откровенным, обрываются ещё в детстве: отец, не глядя, едва не разрушает на корню мечту стать первооткрывателем, одной фразой переводя её из "планов на жизнь" - в разряд "несбыточного".
И только дедушка - поддерживает, одобряет, направляет. Зовёт "тигрёнком", пусть и без всяких видимых на то оснований. Но дедушка же зовёт! Значит, есть что-то такое в нём, в Джейке. Просто сам Джейк ещё этого не видит, а вот дедушка - он разглядел. Джейк понимает, что нет ни одной веской причины дедушке верить, но верить хочется.
И последний штрих: на день Рождения Джейка собирается довольно много народа, большинство из которых (вероятно) родственники. Однако из всех них, в самом начале фильма, Джейк оказывается единственным, кто соглашается поехать к дедушке Эйбу.
Потому что из всей семьи, Джейк и Эйб - единственные чувствуют близость между собой, нечто общее.
Духовное родство.
Схожесть реакций.

4. Смерть Эйба.
Всё, что мы знаем о ней, в сухом остатке:
а) на двери были следы собачьих когтей,
б) у Эйба не было глаз,
в) экспертиза подтвердила наличие ДНК животного,
г) перед смертью Эйб успел сказать Джейку: "Эмерсон. Возьми открытку. Отправляйся на остров. Найди петлю. 3 сентября 1943-го. Птица всё объяснит. Я хотел тебя защитить, нужно было рассказать раньше".
д) Джейк видел чудовище. Шелли не видела ничего.

5. Разрушенный детский дом.
Краткое описание сцены: Джейк проходит по комнатам дома, видит Эмму и других детей, бежит, падает, теряет сознание - видит фантастических созданий.
Дежавю (ретроспектива): Алиса прогуливается по саду, видит белого кролика, бежит за ним, падает в дыру - видит фантастических созданий.
Важная ремарка: оба фильма режиссировал Тим Бёртон.

6. Знакомство с мисс Перегрин.
Что такое "петля", о которой говорил Эйб перед смертью, объясняет мисс Перегрин. Как друзья Эйба до сих пор остаются живы - объясняет "петля". Она - временная. И её существование объясняется тем, что у мисс Перегрин (помимо превращения в птицу) обнаружился и иной талант - разворачивать время.
Вот только дедушка, рассказывая Джейку сказки, почему-то никогда об этом не упоминал.

7. Немного о детях.
Эмма - почти ровесница, блондинка, устремляющаяся ввысь. Была близка с Эйбом, что означает практически дедушкино благословение на отношения между ними. А раз она нравилась Эйбу - понравится и Джейку (и наоборот).
Енок - темная сторона безумия. Фантазии и сверхспособности, то, что делает человека "особенным" - это не всегда воодушевляюще, гуманно и красиво. Иногда это куклы-младенчики, режущие друг друга.
Близнецы -"горгоны", одинаковые с виду дети, носящие маски и пугающие до окаменения.
Дежавю (ретроспектива): кузены-близнецы, одинаковые с виду и напугавшие Джейка на праздновании его дня Рождения, своим неожиданным появлением вогнавшие в ступор.
Дежавю (ретроспектива): сплетницы-сестрички на приёме/Траляля и Труляля ("Алиса в Стране Чудес")
Важная ремарка: всё это по-прежнему срежиссировал Тим Бёртон.

8. Бэррон как олицетворение плохого.
Перед тем, как обнаружить умирающего дедушку, Джейк видит человека, которого Шелли едва не сбивает на машине и от которого у неё "мороз по коже". Стоит ли удивляться тому, что именно этот человек потом воплощает собой главное зло в мире Джейка? Именно Бэррон приводит в его жизнь пустоту.
Помимо этого обличья, зло принимает и три других:
а) Орнитолога, которого отец Джейка воспринимает как врага (и Джейк подсознательно это чувствует); и который не дал мальчику выйти из гостиницы обычным путем, заставив Джейка сбегать через окно,
б) Психолога, которая старается вернуть Джейка к нормальной жизни ("опустошив" её, лишив элемента сказки),
в) и самого Джейка, "нормального" Джейка, считающего себя обыкновенным. И именно его, в результате, пустота и ловит.
Бэррон воплощает собой всё плохое, что только существует для Джейка, но при этом - Бэррон всё же часть него, плод его воображения. Отсюда - фраза про три недели, которые Бэррону пришлось провести во Флориде (сам Джейк вынужден проводить там всю жизнь и он-то знает, что это воистину ужасно), и про три дня на пляже (Джейку совершенно неясно, что интересного может быть в наблюдении за птицами на берегу).

9. То остальное, на что стоит обратить внимание.
1. Коробка, в которой Эмма хранит фотографии - это коробка, которую в детстве доставал из-под кровати Джейк (или очень похожая на неё).
2. Ремень, которым Эмма пристёгивается, сидя за столом, похож на ремни, использующиеся для обездвиживания психически нестабильных пациентов.
3. Время приключений Джейка - 1943 и 2016 год - это годы, о которых Джейк знает если не всё, то многое (по опыту/из дедушкиных рассказов).
4. Никто в семье Джейка не разделяет его скорби по Эйбу. В доме же странных детей Джейку как минимум дважды приносят соболезнования (мисс Перегрин и Эмма). И скучают по Эйбу наравне с ним.
5. После возвращения Джейка на полгода назад (т.е., за шесть месяцев до смерти деда), никого больше из его семьи мы не видим. Джейка, похоже, они уже не заботят - хотя ещё несколько (30? 40?) минут назад, в разговоре с Эммой, он отказывался остаться со странными детьми ссылаясь именно на то, что дома у него есть семья (хотя Эйб, самый близкий ему человек, к тому моменту уже умер). Сам Эйб, в последнем разговоре с внуком, в ответ на его тревоги произносит: "я в безопасности". Таким образом, Джейк оказывается в мире, где:
а) ему не приходится отчитываться/объяснять что-то родителям,
б) ему даётся время (полгода) и шанс всё изменить,
в) его дедушка оказывается "в безопасности", благодаря его, Джейка, действиям, а значит Джейк - действительно тигрызку.
Выбирая между миром, в котором все его поступки незначительны, как следы на песке; миром, где родители не понимают его, сверстники - не замечают, а любимый дедушка - умер; и миром, в котором он нужен, где от его решений зависят чужие жизни, где его уважают и любят, и где его дедушка жив - Джейк выбирает мир собственный, а не реальный. И это, пожалуй, даже логично - но не менее трагично оттого.

Есть истории/сюжетные ходы/приёмы, которые Бёртон использует из фильма в фильм - по сути, это то, что и следует называть его "авторским подходом", его собственным языком, с помощью которого Бёртон пытается донести схожие, в основе своей, мысли. Что мир никогда не будет идеальным, например. Что внутри себя всегда можно найти силы, чтобы с этим примириться - или чтобы что-то с этим сделать.
Что всегда существует выбор.
И там, где в конце истории Алиса выбирается из кроличьей норы, Джейк с каждой минутой падает в неё всё глубже.
Но у зрителей есть выбор тоже.
Тим Бёртон никогда не навязывает нам ответов. Он всего лишь старается, чтобы мы помнили - всё может оказаться иначе. Что бы вы в результате ни выбрали. В конце концов, каждый из нас смотрит его фильмы не только в кинотеатре - но и в своей голове.


@темы: Фото, О фильмах, Дом странных детей, Грин, Бёртон, Фэндомная аналитика

URL
Комментарии
2016-10-17 в 21:11 

Elise Favolosa
- Эге, - говорю я двойнику, - ты что, взрослеешь? Не вздумай, а то я с тобой больше не дружу.
Мы читаем это всей квартирой.
Интересно, месье Бёртон действительно задумывал все эти детали? Интересно, откуда и как он берёт столько жемчуга, чтобы рассыпать в своих песках?
Не хочется почему-то думать, что всё это происходит внутри головы Джейка с другой стороны, отчего бы этому не быть правдой?, и он просто предпочёл этот мир реальному. Но это очень, очень похоже на правду.

Фандомная аналитика в твоём исполнении до неприличия прекрасна, вот честно.

2016-10-17 в 22:46 

Kairu
nice and supple
Ты знаешь, я после фильма пошла читать книгу. Читаю я ее преступно медленно, и во многом виноват фильм, картины из которого так и встают перед глазами)
читать дальше

К чему я вообще это все - и почему я вообще оставила комментарий именно к этому посту. И к фильму, и к книге у меня один огромный вопрос. Откуда Эйб знал, что его способности передались внуку - но не сыну? В этом мире нет возможности заранее определить, особенный этот ребенок или нет. Пока он свою странность не проявит. А странность у семейства Портманов неочевидная. И проявляет себя в обстоятельствах, которые для проверки ни один старший родственник, питай он к детям-внукам хоть минимум привязанности, специально подгадывать не будет. Итого выходит, что дедушка Эйб основывал свои прикидки на духовном родстве больше, чем на чем бы то ли было еще. Отчего вся ситуация начинает выглядеть сомнительно донельзя.

2016-10-18 в 13:45 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Elise Favolosa, Мы читаем это всей квартирой.
Рада, что интересно) :gh3:
Приятно, когда размышления находят отклик.

Интересно, месье Бёртон действительно задумывал все эти детали? Интересно, откуда и как он берёт столько жемчуга, чтобы рассыпать в своих песках?
В том, что так всё и было задумано, меня убеждают параллели с "Алисой..." (близнецы, построение истории (увидел-упал-познакомился с новыми друзьями) и те перемены, которые (насколько мне известно) постигли книгу. А ещё - камео Бёртона. ;) Раньше для него это было несвойственно. Думаю, что Тим всё делал осознано.

Не хочется почему-то думать, что всё это происходит внутри головы Джейка с другой стороны, отчего бы этому не быть правдой?, и он просто предпочёл этот мир реальному. Но это очень, очень похоже на правду.
Мне близки эти мысли. Когда уходила с первого сеанса, было четкое ощущение, что меня обвели вокруг пальца, где-то провели. Фильм выстроен так, что поневоле втягиваешься в историю, начинаешь верить, переживать происходящее вместе с Джейком. И буквально за пару минут до конца, а особенно - на титрах, появляется вдруг чувство... исчезающей дымки, холодка по спине.

Фандомная аналитика в твоём исполнении до неприличия прекрасна, вот честно.
Спасибо! :shy:

Kairu, Ты знаешь, я после фильма пошла читать книгу. Читаю я ее преступно медленно, и во многом виноват фильм, картины из которого так и встают перед глазами)
Я начинала её, когда узнала о съемках, но остановилась странице на третьей. Поняла, что мне не нравится. В первую очередь - не нравится Джейк. И уже только потому, насколько иначе представили Джейка зрителям, нежели читателям, я уверилась, что фильм - совершенно другая история, имеющая мало общего с книгой.

Сколько всего было дословно перенесено в фильм, а сколько игриво видоизменено! Как здорово, что у меня до сих пор сохраняется интрига - ведь я знаю, что сюжетно фильм от книги очень отличается.
Надеюсь, что тебе и дальше будет интересно) Спасибо, что делишься впечатлениями. Когда-то, очень давно, меня огорчали отступления от первоисточника, но теперь я особенно радуюсь, если при экранизации книг удаётся не просто что-то изменить, а сделать эти изменения качественными. Приятно, если "Дом странных детей" оказался именно таким фильмом.

А вот кого я до сих пор не могу уложить в голове - это мисс Перегрин. Потому что Ева Грин не похожа - но так восхитительна, что мне хочется ее хоть силой впихнуть в этот образ
Не удивлюсь, если директора по кастингу мучили схожие мысли. :laugh:
Ева невероятна, да. :heart:

Откуда Эйб знал, что его способности передались внуку - но не сыну?
Могу ошибаться, но мисс Перегрин, кажется говорила, что чаще "странности" передаются как раз через поколение (или раз в несколько поколений). А так - да, духовное родство, подготовка почвы с детства специальными сказками. Схожие черты, схожие интересы. Никто не знал Джейка лучше, чем Эйб. И никто не мог более эффективно всё нужное в Джейке развивать, направляя в нужное русло.

URL
   

У серебряного ручья

главная