15:48 

О разнице в сезонах Доктора

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Что ж, второй трейлер 9-го сезона и его обсуждение подтолкнули меня к структурированию своей позиции, сформировавшейся за время просмотра ньюскула и (совсем немного) олдскула.
Понимаю, что главной проблемой для меня было принятие идеи Доктора, как абсолюта: мифа, пришедшего из глубины прошлого или будущего - не суть важно. Как только аксиома была усвоена, со всем остальным стало в тысячу раз легче.
Доктор легко вписывается в линейку других фольклорных героев, несмотря на то, что у него есть официальные создатели. За полвека своего существования, инопланетянин из синей будки менялся множество раз, и не только в процессе регенерации: менялись шоураннеры, сценаристы, поклонники сериала; менялось время, в которое он снимался. Я уже писала о том, что Доктор, как и многие иные уникальные персонажи, скорее - порождение коллективного бессознательного, чем герои созданные конкретным человеком (что, конечно, не отменяет авторские права, однако невероятно затрудняет их защиту). И если, исходя из этого, поставить Доктора не только на одну планку с популярными ныне героями комиксов (с Бэтменом, Суперменом и Человеком-пауком), но и с героями прошлого (на смену которым, во многом, как раз и пришли Бэтмен, Супермен и Человек-паук (в культурно-нравственном плане)), то можно провести аналогию, позволяющую спокойно относиться ко всем изгибам сюжета, происходящим в любимом сериале. По крайней мере, лично мне это помогло.

Вспомним Геракла:

Или многоликого Песочного Человека:

Есть миф. Идея, поселившаяся в сердцах людей, в их душах, в их подсознании. Идея, многократно воплощаемая художниками, писателями и режиссёрами, перенесённая на бумагу, холст и плёнку. И две картины, изображающие Геракла, могут отличаться друг от друга разительно, но при этом - оставаться хороши. Я, к примеру, люблю двух Сэндменов - и версию из "Хранителей Снов", и персонажа, созданного трудами Нила Геймана и его коллег. Они отличаются не только внешне: у них разная предыстория, разные характеры, разное отношение к жизни и даже несколько отличающиеся функции, но при этом - они оба Сэндмены. И оба этого имени достойны.

А теперь о Докторе.
Я люблю эру РТД - она была потрясающей. И это не просто красивое слово и затёртый эпитет - она действительно меня потрясла, что-то перевернула во мне, заставила чуточку иначе взглянуть на мир, на людей, что меня окружают, заставила внимательнее вглядеться в космос, осознать, что Земля - одна из многих планет, что Солнце - одна из многих звёзд. И при этом - очередной раз понять величие человека, насколько крошечным он бы не выглядел на фоне бесконечной вселенной.
Каждая серия той эпохи дорога мне.
Я люблю Десятого. Он проник мне под кожу, сроднился со мной, врос в мои нервные окончания - я плакала не только вместе с ним, я плакала за него. Я смотрела на мир, разделяя его восторг. Я стояла в Бухте Злого Волка, прощаясь с Розой; я отпускала Марту Джонс; я потеряла Донну.
Я потеряла Мастера.
Я регенерировала, добровольно придя к концу.

Теперь вы понимаете, как дорог мне был Десятый?

И как тяжело мне было принять Одиннадцатого.
Изменилось всё, вы знаете об этом не хуже меня: изменились сюжеты, изменилась визуальная составляющая, сместились акценты, пришли другие спутники и другие проблемы, и так непросто было проникнуться ими, идти вперёд, в то время, как сердце осталось где-то в параллельном мире. Но идея осталась.
И я попыталась. И у меня получилось, в конце концов.

Интересно, что оба шоураннера ньюскула курировали приключения двух Докторов. И как и в случае с РТД, я думаю что второй Доктор для Моффата (Двенадцатый) - именно то, к чему он изначально шёл, к чему вёл. Итог его размышлений о самой идее Доктора.

Моффат очень отличается от РТД: у него другой подход, другой взгляд на мир, другой взгляд на Доктора. Но что меня действительно подкупило - так это его любовь к нему. Если послушать, как Стивен говорит о Докторе и как он говорит, к примеру, о Шерлоке, то... разница чувствуется. Она едва ощутима, но на мой взгляд - она есть. Оба этих проекта не принадлежат ему в полной мере, за его спиной всегда маячат АКД и олдскул с ньюскулом, и да - это ставит Моффата в сложную ситуацию, схожую с ситуацией фанфикера. Вот только дисклеймер ему не нужен. И кажется, именно это и вызывает большую часть проблем.

Если бы Стивен снимал "неофициальную" версию Доктора, о нём знало бы гораздо меньше людей, но любили бы - гораздо больше. Потому что это сделало бы его... лишь шариками на ёлке, а не самой ёлкой - неким украшением "канона", добавляющим радости, но не посягающим на первоосновы. Стивен - очень талантливый сценарист, его действительно есть за что и уважать, и любить, но проблема в том, что мнение шоураннера не всегда совпадает с мнением поклонников. И тогда возникает ненависть неприятие. Нам начинает казаться, что нам навязывают: навязывают слишком молодого Одиннадцатого/слишком старого Двенадцатого, слишком легкомысленную Эми/слишком эгоистичную Клару, слишком разноцветных далеков/слишком непривычного Мастера.

И честное слово, я всё это понимаю.

Я писала, как тяжело шёл у меня пятый сезон. Я помню, в какой растерянности вернулась домой после "Глубокого вдоха". В сезонах Моффата я не нашла того, что чувствовала при просмотре серий эпохи РТД, но я научилась разделять их. Это как две экранизации одной истории, снятые разными режиссёрами в разное время и по разным главам единой книги. РТД ушёл. И мне пришлось жить с этим дальше, как Роуз пришлось жить без Доктора, а Доктору приходится жить без них всех. И то, что Десятый путешествовал с Мартой и Донной, не обедняет всего, что он пережил вместе с Роуз. И то, что Одиннадцатый пришёл на место Десятого, не делает его путь менее ценным.

Доктор Моффата научил меня... меньшему, чем Доктор РТД. :) Но это не значит, что трактовка Стивена хуже - она всего лишь другая. На жизненном пути нам встречаются разные люди: кто-то становится нашим другом, кто-то - врагом, а кто-то - учителем или любимым человеком. И все они важны, и составляют часть нашей жизни. И можно читать трактаты Гегеля - а можно кататься с друзьями на карусели. И оба эти занятия создают нас.

И - серьезно, лично меня бы насторожил человек, который всю жизнь отказывается ходить с друзьями на аттракционы, отбиваясь от них трактатами Гегеля. :susp:

Меня иногда царапают моменты, связанные с прошлым: эпизод с маленьким Доктором в серии "Слушай", шуточки о Десятом. Это... больно. Я морщусь и расстраиваюсь, к чему скрывать очевидное. :facepalm: Но потом отпускаю - и смотрю дальше. Взгляд на мир РТД был близок мне, взгляд Моффата - далеко не всегда, но в сезонах Стивена есть множество других прекрасных вещей, кроме той мудрости, что подарил нам Расселл.

У Стивена есть Капальди. :D

И Дженна. И прекрасные Понды. И Ривер)) Сериал изменил свою тональность, он говорит теперь немного о другом и другим языком, но это не делает его ни бесполезным, ни плохим. Ни нелюбимым.
Я могу бесконечно тосковать по Десятому. И - пусть и несколько иначе - по Одиннадцатому.
И любить при этом Двенадцатого.

Тот Доктор - Доктор РТД - с которым я когда-то так сильно сроднилась, уже не появится. Я не увижу ничего нового с ним. Он, конечно, не погиб, но он регенерировал - изменился так сильно, что временами я едва его узнаю. Но он научил меня главному: ничто не исчезает бесследно. Всё, что было, есть и будет - существует единовременно. Прошлое - не исчезает. Оно есть: где-то там, в параллельной реальности, где Маури только-только включает "Рождественское вторжение". Где впервые видит Десятого. Где впервые знакомится с Девятым. Где прощается с Мартой - и встречает Роуз Тайлер, вновь вернувшуюся назад. Всё это - есть. И никто этого не отнимет.

Но кроме этого, благодаря Моффату, у меня есть и другие параллельные миры - те, где я скептически смотрю на Одиннадцатого - и те, где я плачу, услышав его голос в "Глубоком вдохе". Те, где Эми прыгает с крыши вместе со своим мужем - и те, где Ривер говорит "goodbye, sweetie...", исчезая у Доктора на глаза.

Одно не обесценивает другого. Моффат не губит идеи РТД - он предлагает своё видение их развития. И, как и любое другое человеческое видение - оно субъективно. Так, как Расселл, эту историю не расскажет больше никто, но это не значит, что никто иной не может её рассказывать.

Мы же помним идею параллельности всех миров, верно? И если Пит Тайлер умер здесь - это вовсе не значит, что он не выжил где-то ещё. Стивен всего лишь предлагает свою трактовку. У него больше шансов донести её до зрителей, чем у иного поклонника, но это не значит, что Стивену под силу уничтожать миры и наше прошлое. И нашу способность мыслить, воображать, думать. Он открывает новые двери, устраивает нам захватывающую экскурсию по собственной галактике, он действительно старается. И он действительно крут. :rolleyes:

Но, скажем, Лондон ведь не виноват в том, что он не Париж?
И разве их несхожесть делает Париж или Лондон хуже?
В одном городе может хотеться жить, в другом - нет, но что мешает нам наслаждаться проведёнными в нём каникулами?)

Приблизительно так. :sunny:


@темы: Фэндомная аналитика, О фильмах, Мысли вслух, Доктор Кто, Арты

URL
Комментарии
2015-08-13 в 17:17 

Sabrie
carpe diem
Но, скажем, Лондон ведь не виноват в том, что он не Париж?
И разве их несхожесть делает Париж или Лондон хуже?
В одном городе может хотеться жить, в другом - нет, но что мешает нам наслаждаться в нём каникулами?)


Хорошие слова :)
Очень нравится читать твои посты/рассуждения. В них всегда столько любви к персонажам и уважения к создателям. И конечно приятно знать, что кто-то еще разделяет твои мысли)

2015-08-13 в 17:57 

Ingrid Liselotte
Можно обращаться на "ты"))
Пока читала мурашки по коже бегали. :heart:

2015-08-13 в 18:47 

katja_konfetka
А я это по-другому понимаю. Не было никаких сценаристов, а было вот чего. Жил-был на свете волшебник в синей будке, добрый, мудрый волшебник. Люди узнали о нем и стали рассказывать друг другу, кто как мог, каждый по-своему. Но однажды он вошел в стеклянную камеру, и его не стало. Совсем не стало, по-настоящему. Люди узнали об этом и очень испугались. Далеко не все они любили волшебника, но в глубине души все знали, что он их любил и старался защитить. И тогда нашелся один человек, который не мог смириться с тем, что волшебник погиб. И предложил: давайте я буду вашим волшебником! И он нашел синюю будку, и каким-то чудом смог её открыть, вошел в неё... и люди ему поверили. Им было очень страшно, они не хотели оставаться без защиты. И они стали рассказывать друг другу, что волшебник не исчез, а просто переродился - в это было очень легко поверить, он уже много раз так делал. Шли годы, синяя будка носилась по просторам Вселенной. Люди думали, что волшебник жив, и даже очевидцы тех событий забыли, что случилось на самом деле. И только самозванец в синей будке помнил, кто он такой. Он научился творить маленькие чудеса, научился выгонять монстров из детских комнат. Но он точно знал, что настоящее волшебство ему неподвластно. Он очень скоро понял, что выбранная ноша для него непосильна, однако отказаться от нее не мог: люди ему верили, и особенно верили дети. И единственное, о чем он мечтал, блуждая в холодном, бесконечном космосе - это чтобы волшебник однажды вернулся и отобрал у него синюю будку. И каждый раз, когда ему в голову приходила эта мысль, он тяжело вздыхал, потому что помнил: этого никогда-никогда не будет...
А вообще, спасибо за пост. Вот это мне Вашим тезисом про миф навеяло )))

2015-08-13 в 18:51 

Elise Favolosa
- Эге, - говорю я двойнику, - ты что, взрослеешь? Не вздумай, а то я с тобой больше не дружу.
МАУРИ ПИШЕТ ПОСТЫ МАУРИ ПИШЕТ О ДОКТОРЕ ПЛЕВАТЬ НА СОН И РАБОТУ читатьчитатьразобратьнацитатыивыучить

Как я люблю этот твой подход... Вроде и логично, и структура, и все прочие стилистические штуки — и так много от сердца в каждом слове. Я скучала по твоим постам. Всегда скучаю. :squeeze:

2015-08-13 в 20:23 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
Sabrie, Очень нравится читать твои посты/рассуждения. В них всегда столько любви к персонажам и уважения к создателям. И конечно приятно знать, что кто-то еще разделяет твои мысли)
Спасибо! :shuffle2: :goodgirl:
Когда мысли находят отклик - это счастье. :sunny:

Ingrid Liselotte, Пока читала мурашки по коже бегали. :heart:
Спасибо, что так прочувствовали. :heart:

katja_konfetka, А я это по-другому понимаю. Не было никаких сценаристов, а было вот чего. Жил-был на свете волшебник в синей будке, добрый, мудрый волшебник. [...]
Какая грустная и пронзительно-горькая история у вас получилась. И это - тоже трактовка. И это - тоже истина.
И история о подвиге. Потому что, когда кто-то обманывает целый мир, давая ему надежду - вся тяжесть мира ложится на плечи обманщика. И это тот случай, когда не быть, но казаться - это тоже быть.
И если волшебник действительно не регенерировал, а погиб... мне кажется, хорошо, что хотя бы его желание спасти весь мир осталось бессмертным.

А вообще, спасибо за пост. Вот это мне Вашим тезисом про миф навеяло )))
Спасибо, что поделились. :white:

Elise Favolosa, МАУРИ ПИШЕТ ПОСТЫ МАУРИ ПИШЕТ О ДОКТОРЕ ПЛЕВАТЬ НА СОН И РАБОТУ читатьчитатьразобратьнацитатыивыучить
Спасибо, Элиз! :kiss:
Твоё доверие очень приятно.
Добрых снов и удачи на работе))

Как я люблю этот твой подход... Вроде и логично, и структура, и все прочие стилистические штуки — и так много от сердца в каждом слове. Я скучала по твоим постам. Всегда скучаю. :squeeze:
Спасибо за твои комментарии. :heart:
Мне приятно делиться мыслями. Я рада, что тебе интересно читать. :shuffle2:

URL
2015-08-14 в 08:40 

katja_konfetka
Maurimau, мне вообще сейчас кажется, что эта теория многое объясняет в Одиннадцатом. В частности то, почему он никого не вспоминает из прежних спутников, почему так боится смерти, и так отчаянно старается отменить вину за Галлифрей: потому что не его вина...
И если волшебник действительно не регенерировал, а погиб... мне кажется, хорошо, что хотя бы его желание спасти весь мир осталось бессмертным.
Да. Знаете, когда я смотрела "Конец времени", я уже видела несколько серий из пятого сезона. И очень сильным было ощущение: это не Десятый уходит, это Доктор уходит, навсегда. И пока меня в этом никто по-настоящему не разубедил, даже блистательный Капальди ((( Но они хотя бы пытаются, спасибо им за это. Вообще, мне нравится Ваше сравнение про шарики и целую ёлку, Вы очень точно описали ситуацию.

2015-08-14 в 14:50 

Maurimau
Дней и ночей полумрак-полусвет.
katja_konfetka, и в тему вашей трактовки вспомнились слова Одиннадцатого в "Дне Доктора", когда он объяснял, что решил идти дальше, двигаться вперёд, говоря, что не считал количество детей, погибших на Галлифрее.
...возможно просто потому, что не мог это количество знать.
Спасибо за версию.

URL
   

У серебряного ручья

главная