Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: чужие стихи (список заголовков)
14:52 

Эмпатия?

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Николай Гумилев.

У меня начинают дрожать пальцы, когда я, гуляя по сети, встречаю написанные им строки.
Имя Анны Ахматовой отзывается в моей голове перезвоном серебряных колокольчиков: "Ни-ко-лай... Гу-ми-лев..."

Никогда, никогда не давайте ребенку читать стихи Николая Гумилева - потому что потом, когда они вырастут, собрание его сочинений будет стоят на любимой полке книжного шкафа, заботливо протираться от пыли и никогда - никогда - не_открываться.

"И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно — колокольчик фарфоровый в жёлтом Китае
На пагоде пёстрой… висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи."

(Николай Степанович Гумилев)

- отзывается глупой, ноющей больше где-то в глубине моего бессознательного.
Это странно и грустно.
Сегодня ночью я буду звонить в колокольчики, и надеяться, что этот мир станет чуточку лучше.
Что все будет хорошо.
Что плохое больше никогда - никогда! - не повторится.
...А я наберусь храбрости, и открыв книгу, заставлю себя опять прочитать стихи, которые в детстве выцарапала на стенах своей невидимой крепости.

@музыка: Tori Amos - Winter

@настроение: печаль

@темы: Чужие стихи, Гумилёв

16:29 

Флешмоб "5 любимых стихотворений"

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Душа желает поэзии. :cheek:

"Пять дней - пять любимых стихотворений и комментариев к ним. И пять человек, которых осаливаю на подобное же."
Передаю эстафету: *Geliana*, Лилибет Сонар, Нейлоновое Солнце, Stefa*, Полиэтилен и всем, кто пожелает присоединиться. :gh3:

День первый.
Николай Гумилев, "Отравленный"
Комментарий

День второй.
Александр Блок, "Зимний ветер играет терновником..."
Комментарий

День третий.
Уильям Батлер Йейтс, "Он желал владеть небесным шелком..."
Комментарий

День четвертый.
Уильям Шекспир. Сонет №144
Комментариый

День пятый.
Эдгар Аллан По, "Аннабель Ли"
Комментарий
запись создана: 07.02.2014 в 19:09

@темы: Чужие стихи, Хиддлстон, Флэшмоб, Смертное, Гумилёв, Блок

13:15 

О стихотворениях

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Недавно обсуждали с Лилибет Сонар творчество Афанасия Фета, и решила вынести личное в отдельный пост.
Вы любите Фета? Я - нет. :) Вернее, не любила; долгое время не принимала его, не воспринимала.
Мне вообще в детстве было трудно со стихами о красоте природы и еловых ветках. :hash2: Наверное, я никогда бы не смогла спокойно читать его произведения, если бы не стихотворение, на которое я наткнулась однажды, выполняя школьную домашнюю работу. Мне повезло тогда - нам задали выучить любое его стихотворение, и Маури, вместо того, чтобы выбрать одно из двух, приведённых в учебнике, провела весь вечер над сборником произведений Фета, пытаясь отыскать что-то, что нашло бы у меня отклик, стало бы важным для меня. Хотя бы что-нибудь. :facepalm:
И я нашла. Стихотворение, которое я выбрала, поразило меня тем, что это был Фет, которого я не знала. Мне кажется, его вообще мало кто знал таким:

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
(Афанасий Фет)

Я громом их в отчаянье застигну,
Я молнией их пальмы сокрушу,
И месть на месть и кровь на кровь
воздвигну,
И злобою гортань их иссушу.

Я стены их сотру до основанья,
Я камни их в пустыне размечу,
Я прокляну их смрадное дыханье,
И телеса их я предам мечу.

Я члены их орлятам раскидаю,
Я кости их в песках испепелю,
И семя их в потомках покараю,
И силу их во внуках погублю.

На жертвы их отвечу я хулою,
Оставлю храм и не приду опять,
И девы их в молитве предо мною
Вотще придут стенать и умирать.

Взято здесь.

Это... очень эмоциональное стихотворение. Злое и словно бы... обиженное. Как злящийся ребёнок. Оно и напугало меня тогда, и вызвало странное чувство печали и сострадания - как будто последний акт трагедии, где едва выживший герой посылает проклятия всему миру, растоптанный тяжестью нанесённого оскорбления и/или понесённой утраты. Понимаешь, что проклинать вот так - неправильно, но язык не поворачивается его осудить, потому что первые акты трагедии ты пропустил, и не знаешь точно, что именно пришлось ему пережить. Поэтому, просто слушаешь, молчишь и ждёшь, пока он немного успокоится.

Мне это очень помогло в детстве - я буквально взглянула на Фета другими глазами. Он ожил для меня, я начала видеть правду в его словах, начала верить его стихам. Он превратился в человека, а не в бездушного классика, которого меня обязали читать, но не научили любить. А ещё, я после этого твёрдо уверилась, что всё, рассказанное на уроках литературы и написанное в предисловиях к книгам может быть и - вероятнее всего - ложь. Потому что ничто не рассказывает об авторах так, как их работы, но толковать их можно только лично и в контексте всего прочитанного. Или хотя бы после рассмотрения нескольких сторон.

@темы: Мысли вслух, Смертное, Чужие стихи

13:41 

50 любимых/красивых женщин/мужчин, день 13

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Ссылка на общий пост.
О Николае Степановиче я пишу редко, а между тем, он, вместе с Михаилом Булгаковым и Нилом Гейманом, входит в триумвират писателей, бесконечно значимых для меня и моей жизни. Они такие разные, все трое, и так по-разному влияли (и влияют) на меня, но без любого из них я стала бы... меньше "я", стала бы другой, и наверное, перестала бы себя узнавать.
Николай Гумилёв был первым поэтом, которого я полюбила.
Открыла сборник его стихотворений, и, что называется - пропала, с головой уйдя в иной, невозможный, сказочный и невероятно логичный мир. Такое было под силу лишь Гумилёву - писать поэтические сказки, казавшиеся реальнее окружающего мира, правдивее его. Он был для меня пророком, открывшим мне двери в новый мир, такой отличный от прозы: я не знала, что люблю стихи. До него.
Мне трудно писать о нём. С Булгаковым легче, роднее, с Гейманом - ближе и понятнее. А имя Николая Гумилёва всегда заставляет меня внутренне замирать. В скорби? Я не знаю, но боюсь, что дело не только в его трагической смерти, но и в его жизни, в самих его творениях, в его чувствах и мыслях.
Я не могу слушать его стихи - только читать. Однажды услышала исполнение Василия Ланового - и до сих пор не могу слушать Василия Ланового, не вздрагивая в первую секунду при звуках его голоса. :facepalm:
Единственное исполнение, которое я как-то быстро и легко приняла - это вариация "Жирафа" от Владимира Щукина. Она далеко не безупречна, но показалась мне искренней.
Youtube
У Гумилёва множество стихотворений, которые дороги мне, но каждый раз я умудряюсь находить что-то новое, что-то, что прошло, не затронув, раньше - и нашло отклик сейчас. Последнее из подобного:
"Нет, ничего не изменилось…"

:ps: Когда мне было семнадцать, седоволосый профессор с доброй улыбкой и в тяжёлых очках, выслушав мою пламенную речь о творчестве Николая Гумилёва, сказал мне, покивав головой:
- Деточка, вы всё говорите верно, но это верно для вас лишь пока. Гумилёв - прекрасный поэт, но называть его самым прекрасным - нонсенс. И дело не в объективности. И не во мне. Дело в человеческой жизни. Однажды, со временем, вы поймёте, что были поэты и мудрее, и лучше, и даже для вас Гумилёв перестанет быть главным на этом небосводе. Вы просто слишком молоды пока.

Он был старше меня в три или в четыре раза, и меня задели его слова. Я запомнила их.
И теперь, спустя столько лет, я могу сказать лишь одно: сколько ещё, профессор? Сколько ещё?
Я до сих пор жду.

@темы: Видео, Гумилёв, Музыка, Чужие стихи

01:31 

lock Доступ к записи ограничен

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
20:23 

***

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Углём наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу — мою тоску
В пустынную ночь опять.

Милый! не дрогнет твоя рука.
И мне недолго терпеть.
Вылетит птица — моя тоска,
Сядет на ветку и станет петь.

Чтоб тот, кто спокоен в своем дому,
Раскрывши окно, сказал:
«Голос знакомый, а слов не пойму» —
И опустил глаза.

Анна Ахматова, 1914.


@темы: Чужие стихи, Музыка, Ахматова, Арты

16:43 

О выборе сторон и финале ФЗ

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Как интересно совпали фамилии поэта, которого я буду цитировать и режиссёра, о фильме которого я буду говорить.
В пьесе Уильяма Батлера Йейтса "Графиня Кэтлин" есть крохотный отрывок, ещё несколько месяцев назад взбудораживший меня и накрепко засевший в памяти.
Это слова одного из ангелов, в самом конце:
Сияет свет. Жемчужные ворота
Распахнуты. Ее объемлет мир.
И Та, что в сердце носит семь скорбей,
Ее целует в губы, накрывая
Волной своих волос. Владыка Света
Намерения судит, не поступки,
В отличие от князя Тьмы Кромешной.

Ключевыми для меня стали две последних строчки, лаконично оформившие в себе ту пропасть, что так непросто перейти, вынося приговор - и не только живым людям, но даже литературным персонажам. За последнее время я часто возвращалась к этим словам: Владыка Света намерения судит, не поступки, в отличие от князя Тьмы Кромешной.
Казалось бы, мысль простая, понятная и давно известная, вполне соответствующая общепринятой морали, однако же, однако же...
Она так прекрасно ложится на представления о загробной жизни, где каждому воздаётся по заслугам его.
И с таким скрежетом применяется в жизни обыденной, земной и конечной.

Я сейчас не о том, что ждёт нас/любого человека после смерти, я об отношении к его поступкам здесь и сейчас, а не постфактум. И так как вопросы веры - вопросы глубоко личные и интимные, не будем касаться живых людей. Поговорите со мной о выдуманных персонажах. Пожалуйста?..
В частности, о финале "Фантастических тварей".
О фантастических тварях и местах их обитания, на этот раз - серьезно и со спойлерами.

:ps:. Рассматривать отношение к злодеям ("злодеям"?) и героям ("героям"?) через призму помыслов/поступков оказалось интересным занятием. Буду рада поговорить и о других персонажах, не только о придуманных Роулинг - о Локи и Мастере, к примеру. Или о Джокере, как об их возможном антиподе.

@темы: О фильмах, Мысли вслух, Живые картинки, ГП и ФЗ, Чужие стихи

20:48 

***

Дней и ночей полумрак-полусвет.
И что тому костер остылый,
Кому разлука — ремесло!
Одной волною накатило,
Другой волною унесло.

Ужели в раболепном гневе
За милым поползу ползком —
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском.
~
М. Цветаева, 13 июня 1920 г.



@темы: Чужие стихи, Музыка, Арты

13:18 

"Мне скучно, бес..."

Дней и ночей полумрак-полусвет.
Люблю слушать, как Смоктуновский читает стихи. Делает он это невероятно: играя, но не переигрывая; отдавая всего себя, но оставаясь неизменно "над", как мостик над омутом - легко соскользнуть, погрузиться с головой, слушая его голос, улавливая ритм. Глаза у Смоктуновского понимающие, иногда - смеющиеся, всегда в них осознание собственной власти - над словом, над зрителем, над собой.
Никто не читает стихи так, как Смоктуновский.

Наткнулась на видео случайно, но мимо пройти не смогла.

@темы: Чужие стихи, Любимые актеры, Видео

У серебряного ручья

главная